Зрители старшего поколения наверняка помнят актрису Людмилу Зайцеву (фото ниже) по яркой и красивой роли в фильме «Здравствуй и прощай», рассказавшем о личной жизни и биографии обычной русской женщины. Созданный артисткой образ показал нежную и трогательную душу матери троих детей, оставшейся без мужа. Но при этом смелой, находчивой и дерзкой – чего только стоит ее выходка с несостоявшимися кавалерами, когда она собрала всех троих мужчин в камышах!
Как пишется в рецензии к фильму, напечатанной в «Советском экране» за 1973 год, талантливый режиссер смог разглядеть в деревенской женщине, слегка неуклюжей и далеко не такой ухоженной, как городские ее сверстницы, тоску по настоящему и верному мужчине. И показать душу ее, не огрубевшую в повседневных заботах и тяжелом физическом труде.
В этой роли автор фильма видел только Зайцеву, несмотря на ее бесхитростность, неотесанность и неистребимый кубанский говорок, проскакивающий время от времени в заученных наизусть монологах. Уж очень колоритной, необычной была натура женщины, так долго и тяжело проходившей путь к своей мечте – работе в кинематографе.
Детские и юношеские годы
Родилась актриса Людмила Зайцева, чья личная жизнь и биография неразрывно связана с кино, в Краснодарском крае в 1946 году. Поселок Восточный расположен был в степи, в разнотравье, поэтому в своих воспоминаниях женщина рассказывает, что выросла в «бурьянах». Время было сложное – страна не могла оправиться от последствий пятилетней войны, унесшей жизни и сделавшей следующее поколение сильнее, выносливее, требовательнее к себе.
Девочка росла без особого внимания родителей – папа рано умер, сказалось серьезное ранение, мама с утра до вечера трудилась в колхозе. Да и в быту работы хватало – и огород свой, и хозяйство. Люде рано пришлось уйти в вечернюю школу – надо было помогать маме, в колхозе тогда вместо заработанных денег выдавали трудодни и мизерный процент от зарплаты.
Единственным развлечением в деревенской глуши оставались сеансы передвижного кино – на лето чистили старую конюшню, на стене растягивали видавший виды старенький экран и смотрели фильмы «третьей категории». Они отпечатаны были на старенькой ленте, настолько потрепанной киномеханиками, что часто рвались, и приходилось ждать, пока оператор заново пустит картину. Да и звук тогда был не самым лучшим.
И все равно чужая жизнь на экране завораживала, манила, особенно завидовала деревенская молодежь зарубежным актрисам – их прическам, одежде, мебели и… обуви. Именно желание ходить в туфлях-лодочках вместо грубых мужских башмаков заставило юную колхозницу отправиться в поисках счастья в далекую и неуютную столицу.
[stextbox id=»info»]Первая попытка сдать экзамены в театр-студию МХАТ была для Людмилы Зайцевой провальной – не разглядели члены жюри в пышущей здоровьем, загорелой простушке в несуразной одежде, читающей монологи из дворянской жизни, творческую личность.[/stextbox]
Возвращаться домой с поражением будущей актрисе не хотелось – не тот характер. Отправилась она искать работу, а куда устроиться можно без образования – только рабочей. Пришлось и штукатуром подрабатывать, и уборщицей, и санитаркой. Еще 2 раза пытала счастья Зайцева, движимая неуемной энергией и желанием попасть на экраны.
Все изменилось после того, как Зайцевой удалось устроиться в Рязанский театр юного зрителя. Провинциальные учреждения культуру тем и хороши, что работают там истинные сподвижники искусства. В перерывах между репетициями спектаклей с зайчиками и медведями занимались опытные артисты с юной Зайцевой и сценической речью, и пантомимой, и танцем. Девушка настолько горела желанием стать артисткой, что впитывала все новое, словно губка.
Четвертая попытка получить высшее образование увенчалась успехом – Зайцеву приняли в знаменитое Щукинское училище. Конечно, она радовалась, хоть и одета была хуже всех, и денег на еду не всегда хватало. Вот только отучиться и получить профессию оказалось гораздо легче, чем найти работу – ни один Московский театр не увидел в Людмиле Зайцевой «свою» артистку. Это сказалось впоследствии на личной жизни и биографии актрисы – как она выражается, ее «подобрало» кино (фото ниже).
Начало творческого пути
В театральных вузах не учат работать с камерой, поэтому первый свой рабочий день на съемочной площадке Людмила Ивановна помнит до сих пор – и собственную неуклюжесть, и растерянность. Ее тогда взяли на роль сержанта Кирьяновой в ленте «А зори здесь тихие». Так и остался страх камеры в первый съемочный день на всю жизнь, вспоминает Заслуженная артистка РСФСР.
Вопреки ожиданиям, популярность к девушке не пришла, наступило неприятное затишье, когда каждый день проводишь в ожидании, что ассистент режиссера позвонит и пригласит на пробы. От полного разочарования в выбранном пути спас Мельников – он давно заприметил статную русскую красавицу и пригласил на работу в фильм «Здравствуй и прощай», сделавший Зайцеву знаменитой.
[stextbox id=»alert»]Но это было потом, а поначалу Людмила очень боялась и Тамары Мережко, и Олега Ефремова, и с Людмилой Гундаревой не знала, как себя вести.[/stextbox]
Вспоминает актриса и казусы, случавшиеся в перерывах между съемками. Режиссер доверил ей шефство над любящим выпить коллегой, игравшем в фильме роль милиционера. Ефремов к тому времени был признанным авторитетом и знаменитостью, поэтому на уговоры молоденькой Людмилы только отмахивался, а она очень переживала.
После выхода фильма, Зайцева стала очень популярной – ее заметили режиссеры и наперебой стали предлагать работу. В одной из съемочных экспедиций Людмила Зайцева, чья личная жизнь до этого была занята лишь работой, круто изменилась. В биографии актрисы появился ее будущий супруг.
Семья
Еще в Щукинском училище будущая знаменитость была безответно влюблена в своего однокурсника. Она и от похмелья его лечила, и борщи варила, и носки стирала нерадивому возлюбленному. Постепенно чувства сошли на нет, и девушка надолго закрыла свое сердце для романтических отношений. А вот на съемках «Праздников детства познакомилась с оператором Геннадием Ворониным, бывшем детдомовцем и истинно русским человеком.
Поразил молодую женщину Воронин своим обостренным чувством справедливости и какой-то детской незащищенностью. Надо сказать, в Людмиле всегда было сильно женское начало – сказывалось воспитание.
[stextbox id=»warning»] И никакая слава не могла заставить женщину отказаться от простого семейного счастья – заботы о муже, детях.[/stextbox]
Рождение долгожданной дочери сделало непростую жизнь актрисы радостнее. Оба супруга мечтали о мальчике, потому дочку назвали Василисой. Зайцева оказалась сумасшедшей мамой – со съемочных площадок всегда спешила домой, к мужу и маленькой дочке, жутко переживая свое отсутствие в их жизни. И очень хотела, чтобы единственный ребенок выбрала другую профессию – более легкую, стабильную, без постоянных командировок и отлучек.
У Василисы мамин характер – путешествуя с родителями по съемочным площадкам, девочка пропиталась атмосферой кинематографа и процесса создания фильмов. Поэтому свое будущее видела четко, никакие уговоры не помогли.
Сейчас актриса играет единственную приемлемую для нее роль — мамы и бабушки. И говорит, что пенсии ей хватает, потому нужды в работе она не видит – гораздо важнее для Людмилы Васильевны ее близкие и родные люди, особенно после того, как она овдовела в 2011 году.